На
этот раз я предлагаю поговорить об одноразовых подгузниках (у нас
прижилось название «памперсы» хотя это всего лишь торговая марка). Ко
всему, что преподносит нам прогресс, следует относиться очень
осторожно, особенно когда речь идет о маленьких детях. И потом нужен ли
нам такой прогресс, если поколения до 90-х годов (уже прошлого века)
учились пользоваться горшком к 1,5 годам и формировали у себя стойкий
навык к 2-м годам, а многих современных детей в 3 года только
собираются начинать учить пользоваться горшком?
Природой предусмотрен естественный механизм
формирования многих функций, рефлексов, и навыков. Важную роль в
развитии ребенка играют простые причинно-следственные связи (если
делать так — получишь это, если чувствуешь это — далее происходит то и
т. д.). Какую же роль в формировании мочеиспускательного рефлекса и
умения пользоваться горшком для ребенка играют одноразовые подгузники?
Как все происходит естественным образом? Рассмотрим
процесс на примере животных — млекопитающих, живущих рядом с нами кошек
и собак. Новорожденные щенки и котята часто нуждаются в материнской
помощи для мочеиспускания и дефекации. Далее процессы налаживаются,
щенки и котята испражняются самостоятельно, но еще не могут
контролировать процесс. Именно в этот момент устанавливается первая
причинно-следственная связь: сначала я чувствую данное напряжение,
затем происходит расслабление и я лежу в луже. Поскольку оказываться в
луже по несколько раз на дню холодно и противно — малыши довольно
быстро учатся сползать с подстилки «на газетку». С возрастом животные
все лучше обучаются управлять процессом мочеиспускания и дефекации, и
начинают делать это в определенное время и в определенном месте.
Нечто подобное происходит, когда ребенок одет в
обычные подгузники: у малыша быстро устанавливается
причинно-следственная связь и уже к полутора-двум месяцам такой малыш
проявляет беспокойство, когда собирается помочиться или покакать и
внимательная мама может высаживать малыша над тазиком. Ребенок в такой
ситуации быстро и надежно учиться управлять процессами дефекации и
особенно мочеиспускания. Такие дети довольно рано перестают мочиться по
ночам в постель и легко обучаются пользоваться горшком.
Что происходит, когда ребенок постоянно носит
одноразовые подгузники? Момент мочеиспускания никак не отмечается,
поскольку ощущения в подгузнике до и после практически идентичны. Малыш
привыкает мочиться часто, небольшими порциями и не испытывает
необходимого сигнального напряжения, а следовательно не осознает
происходящий процесс и возможность его как-то контролировать. В моей
практике встречалось очень много детей страдающих энурезом (недержанием
мочи) и многие из них — это дети которые постоянно носили одноразовые
подгузники до 2-х и даже до 3-х лет. Так же ко мне обращаются мамы 2-х
и 3-х летних малышей, у которых трудности с приучением ребенка к
горшку. Многие их этих детей отлично понимают, чего именно от них
добиваются родители — мочиться в горшок, но они не знают, что для этого
нужно сделать, так как не понимают, как это происходит. И тогда
психотерапевту приходится за несколько недель проводить их через
процесс формирования мочеиспускательного рефлекса и научения управлять
сфинктерами своего организма (который естественным образом длится
несколько месяцев).
Вторая важная вещь — психоэмоциональное развитие и
соответствующее возрасту половое созревание. На каждом возрастном этапе
ребенок проходит определенную стадию развития и важную роль в этом
играет возможность знакомиться со своим телом и процессами в нем
происходящими. Психоэмоциональное развитие напрямую связано с чувством
удовлетворения, которое ребенок испытывает в различных ситуациях.
Умение контролировать все большее число процессов — важная причина для
детского удовольствия. Малыш должен иметь возможность рассматривать
различные части своего тела, наблюдать процессы (мочеиспускания и
дефекации), и рассматривать результаты своих трудов (многие дети с
интересом не только рассматривают содержимое горшка, но и пытаются
потрогать, размазать и попробовать на вкус). Все это важные вещи в
развитии ребенка и если мы лишаем его таких возможностей мы делаем его
развитие однобоким и в старшем возрасте ему придется столкнуться с
достаточным количеством проблем.
И одно мое личное наблюдение, так как у меня 2-х
летняя дочка то мне приходится довольно часто бывать на детских
площадках. И наблюдая за детьми, я заметила одну особенность, которая
тоже касается вопроса об одноразовых подгузниках: мальчики которые
достаточно долго постоянно носят одноразовые подгузники (до 2-х лет и
старше) не вырабатывают навыки поведения (обращения со своим телом)
свойственные их анатомическим особенностям. Они привыкают, что у них
между ног постоянно присутствует довольно толстая прокладка (подушка) и
когда их начинают выводить гулять без подгузников они на протяжении
2-3-х недель нещадно бьются своими яичками о различные элементы детской
площадки. У них нет навыка правильно садиться или перелезать через
перекладину и им приходится учиться таким болезненным опытным путем.
Конечно, одноразовые подгузники очень облегчают
жизнь родителям маленьких детей. Это очень полезная вещь, когда вы
отправляетесь с ребенком в гости или к врачу или на прогулку. Но мне
кажется не стоит использовать их постоянно и надо стараться расстаться
с ними как можно быстрее (до 1,5-2-х лет). Необходимо дать возможность
формироваться естественным навыкам и идти естественному развитию. На
свете существует много одноразовых вещей, которые облегчают нашу жизнь,
но мы пользуемся ими не постоянно, а от случая к случаю. И я предлагаю
вам отнестись к «памперсам» ну скажем как к одноразовой посуде: ей
удобно пользовать на пикнике или на даче, но никто не ест из нее
постоянно.
Васильева Екатерина, психотерапевт
|