Говоря о детских дошкольных учреждениях, нельзя не выделить отдельной
темы для эмоционального развития ребенка. Все мы знаем, что от
эмоциональной сферы зависит абсолютно все остальное развитие и в
дошкольном, и тем более в раннем детстве: физическое, умственное, и
т.п. Ребенок гармонично развивается только в атмосфере безусловной
любви и принятия, что, несмотря ни на какие усилия гипотетических
"идеальных воспитательниц", обеспечить в садике нереально.
Но
мы упустили и еще один важный момент: у ребенка кратковременная память,
к тому же реагировать на разные эмоциональные переживания он должен
сразу, а не по прошествии нескольких часов. Что это значит? Малыш упал
- плачет. Идет за утешением к воспитательнице. Дальше - зависит от
воспитательницы, он получит либо отстраненное утешение "как надо"
(потому что сочувствовать чужому ребенку как родному невозможно!), либо
ему скажут "не капризничать и не плакать из-за ерунды" и отгонят
"играть дальше". Даже если негативные эмоции были настолько сильные,
что малыш их "донесет" до прихода мамы вечером, реакция уже
несвоевременна - утешение требовалось сразу, а не вечером. То есть,
именно тогда, когда семья необходима - в моменты сильных переживаний -
ее нет, рядом чужие тети. Поэтому так вырастают дети - подавляющему
большинству моих ровесников легче "вывернуть душу" случайному попутчику
в поезде, чем собственным ближайшим родственникам! Многие никогда не
делятся переживаниями с членами семьи, заменяя их кто чем - друзьями,
психологами, коллегами по работе! Отсюда - привычка к подавлению
детских эмоций. Родители не понимают, что ребенок имеет право на ЛЮБЫЕ
эмоции. И так распространены "воспитательные методы", искореняющие
любые человеческие проявления: "Плакать стыдно, ты не маленький!",
"Терпи, ты же мужчина!", "Фу, когда ты плачешь, то становишься очень
некрасивая девочка!". Когда подавляется развитие эмоциональной сферы,
самое безобидное, к чему это ведет - психосоматические заболевания, чем
сильнее подавляются эмоции, тем глубже и серьезней очаг "болезни".
Также отсюда формируется привычка выражать эмоции косвенным способом с
помощью суррогатов ("запить" водкой, и т.п.).
Однажды девочка,
приходящая на кружок, доверительно рассказывала мне такие вещи,
которые, на мой взгляд, ребенок не должен рассказывать чужой тетке,
видящей его раз в неделю. Я ее осторожно спросила: "Скажи, а ты маме
это расскажешь вечером?". Ребенок отвечает: "Маме-то зачем?". Так
основные функции семьи в сознании ребенка принимают чужие люди из
любимого мамами "коллектива ради общения".