консультант по грудному вскармливанию
и естественному уходу за ребенком Казакова Лилия Валентиновна
Статья была напечатана в сентябрьском номере журнала "Лиза. Мой ребенок" с сокращениями.
Мы предлагаем вам прочитать полный авторский вариант этой статьи.
Часто можно слышать от кормящей мамы: "Я кормлю по требованию, мой малыш
требует грудь каждые 3,5 часа." Или:" Я всегда кормила по требованию. В год
у нас было уже 1 кормление вечером, и мой ребенок спокойно отказался от
груди."
Прежде чем говорить о требовании ребенка надо выяснить, что имеется в виду
у современных женщин, когда они говорят - "я кормлю грудью". Современные
мамы считают прикладывание к груди необходимым для кормления ребенка.
Именно для кормления. Грудное молоко - еда, мама поставляет ребенку
питательные вещества, необходимые для роста и развития. Когда ребенок сосет
грудь, он ест. В грудное вскармливание вкладывается смысл только как в
процесс поставки белков, жиров, углеводов витаминов и микроэлементов.
Ребенок во время сосания, с материнским молоком получает необходимые ему
питательные вещества. Это безусловная истина. Есть еще одна безусловная
истина, которой в современном обществе не придается никакого значения, она
не учитывается и не рассматривается. Сосание для ребенка - это общение с
матерью.
Надо разобраться, а как ребенок понимает кормление по требованию? Может ли
он вообще что-нибудь понимать? Есть ли для него разница, как его кормят, по
15-20 минут через 3,5 часа или как-то по-другому?
Кормление по требованию новорожденного ребенка означает прикладывание его к
груди на каждый писк или поисковые движения. Писк и поисковые движения у
новорожденных даже уже вторых - третьих суток жизни начинают проявляться
гораздо чаще, чем через 3,5 или 2,5 часа. Потребность в прикладываниях
быстро увеличивается и к 10-12 дню жизни потребность приложиться у ребенка
может возникать 15-16 и больше раз в сутки. Прикладывания различны по
продолжительности. Малыш может заснуть и спать посасывая в течение,
например, 1,5-2 часов. Может отпустить грудь через 1-2 минуты. И тут же
попросить ее снова. Зачем же ребенку такие частые контакты с маминой
грудью?
Вот зачем. Находясь в животе у матери, в спокойной, привычной обстановке,
слушая шумы маминого организма, находясь в теплом, тесном, замкнутом
пространстве, малыш сосал кулачок, пальчики, петли пуповины, глотал
околоплодные воды. Учился сосать и глотать. После рождения, испытывая
дискомфорт по любому, самому незначительному поводу, малыш пытается от него
избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в привычные условия
комфортного пребывания. Единственное место, где малыш после рождения может
почувствовать привычные для него ощущения, находится на руках у матери.
Единственное знакомое действие - сосание. Единственный знакомый вкус и
запах - вкус и запах молока и смазки околососкового кружка. Молоко и смазка
имеют запах и вкус похожие на вкус и запах околоплодных вод. Поэтому,
испытывая дискомфорт, малыш пищит, или начинает искать ртом предмет для
сосания. В идеальном варианте его тут же прикладывают к груди. Малышу
становится тепло, тесно, он слышит стук маминого сердца, дыхание, бурчание
в кишечнике, он сосет и ощущает знакомый вкус и запах. Если такое действие
случается постоянно, малыш обретает уверенность, что бы ни произошло, он
решит у мамы все свои проблемы. Место утешения теперь находится под грудью,
а сосать можно грудь.
Весь этот процесс оправдан с биологической точки зрения. Новорожденный
ребенок не ощущает чувство голода, это чувство у него не сформировано. Оно
начнет формироваться примерно с двухмесячного возраста. Как же накормить
существо, которое не испытывает голода?! Как побудить его совершать
какие-то действия для получения пищи? Это можно сделать, только за счет
каких-то других стимулов. Этим стимулом для новорожденного является
постоянный телесный дискомфорт, благодаря которому он все время хочет
сосать! Самое интенсивное, частое и продолжительное сосание у младенцев
наблюдается в первые два, три месяца жизни. Именно в эти первые месяцы
происходит основная прибавка в весе младенца.
Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?
Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув
глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается, и
прикладывается при пробуждении. После сна он может некоторое время
бодрствовать, например, час - полтора. Во время бодрствования он может
ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания
пописать, и призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает
свои делишки. Потом он захочет спать , ощутит дискомфорт и, приложившись к
груди, опять уснет посасывая. Через какое-то время он проснется и
приложится опять. Потом снова немножко "погуляет". И через какое-то время
опять уснет у груди. Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по
требованию, различны по продолжительности и по количеству. Снов может быть
4-6 в течение дня, и продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5 иногда
3х часов. "Вокруг" каждого сна малыш прикладывается к груди и
прикладывается между снами несколько раз. На ночь ребенок засыпает у груди.
Обычно в под утренние часы начинает возится и прикладываться. Под утро он
почти никогда полностью не просыпается. Малыш спит, время от времени
посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром, малыш опять прикладывается к
груди. Если посчитать все случившиеся прикладывания у малыша месячного
возраста, то получается примерно 16-20 прикладываний. Так ведет себя
новорожденный человеческий детеныш, если ему дается возможность вести себя
в соответствии с физиологическими и психологическими потребностями,
заложенными, кстати сказать, генетически. Ребенок первых месяцев жизни не
отделяет свою личность от личности матери и от ее груди. Мама и ее грудь, и
все что с ними связано, являются вселенной малыша и им самим.
В большинстве случаев, современная женщина, боясь "приучить ребенка к
рукам" стремиться ограничивать его просьбы в сосании. На помощь в этом деле
ей приходят пустышка и бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже можно
сосать: Потребность в сосании вроде бы удовлетворена. Но только не
удовлетворена потребность в общении с матерью во время сосания, разрушена
своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества между мамой и малышом,
нарушается формирование материнской привязанности и сосредоточенности.
Заметна ли для читателя разница в двух действиях: малыш заплакал, мама
взяла его, приложила к груди и начала покачивать или дала ему пустышку и
начала покачивать коляску, пусть даже и со словами "Ну что ты плачешь, мое
солнышко?"
Современная женщина, дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим
человеком, сознательно причиняющим вред младенцу. Она просто находится в
плену предрассудков, касающихся отношений между матерью и малышом. Она не
знает, как вести себя правильно, не знает, что нужно делать в соответствии
с природными потребностями ребенка. Если ей рассказать , что ребенку нужно
на самом деле, она в ужасе воскликнет: "Это что же, с рук его не спускать?!
"Действительно, ребенка первых месяцев жизни необходимо не спускать с рук.
Для женщины, не умеющей удобно носить ребенка, и не умеющей кормить его в
различных позах (сидя, лежа, стоя и даже двигаясь) это может оказаться
очень трудно. Особенно, если она не уверенна в правильности своих
действий.
Действие, которое должно стать автоматическим для мамы новорожденного: при
плаче ребенка или другом выражении беспокойства - приложить малыша груди.
Малыш растет. У него начинает формироваться довольно устойчивый ритм
дневных снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя уже совсем не так, как
новорожденный. Кормления по требованию в этом возрасте выглядят примерно
так:
В три месяца у малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Остаются
частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается.
Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов,
но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв составляет 2,5-3,5
часа. К этому возрасту тело младенца заметно округляется.
В четыре месяца малыш начинает заметно реже прикладываться к груди.
Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время
пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у
него появляется довольно точный режим кормлений.
В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных,
прикладывания также как и на четвертом месяце жизни, организуются около
снов - малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.
В шесть месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание
смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна.
Период дневного бодрствования можно условно разделить на два периода:
утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и
вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности
может быть 7-10 дневных кормлений и 3-4 ночных. В этом возрасте у малыша
начинается период знакомства с новой пищей - педагогический прикорм.
Появляются прикладывания, связанные с введением прикорма, малыш
"запивает"маминым молочком пробы новой пищи. Когда ребенку, кормящемуся по
требованию, начинают вводить прикорм, никогда не имеется в виду замещение
кормлений прикормами. Это невозможно практически, т.к. основные кормления у
малыша связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и ужины, во время которых
малыш знакомится с новой пищей, располагаются между снами малыша, во время
его бодрствования.
В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.
В восемь месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет
высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего
пространства, в дневное время он забывает приложится к груди. В связи с
этим число дневных кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение
дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и
продолжительности ночных кормлений до 6 раз.
В девять- десять месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное время
это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний по разным
поводам. У малыша появляются новые поводы для прикладывания. Если во время
активных действий по освоению мира малыш набивает шишку или пугается, он
успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации, когда утешить малыша
можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время сохраняется 4-6
кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под утро в период
между 3 и 8 часами.
В одиннадцать месяцев у малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма.
Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка не связано с грудным
вскармливанием: прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем
стремление насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того, как
малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных
кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число
кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние кормления
между 4 и 8 часами утра.
В десять-двенадцать месяцев малыш, если он уже ходит, иногда может
прикладываться к груди каждый раз, когда подходит к маме, т.е. примерно
каждые 15-30 минут. Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное сосание.
Поэтому, если мама говорит, что в год ребенок сосет один-два раза в сутки,
это значит, что кормления по требованию ребенка там нет. Там есть введенные
со стороны мамы ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к
сосанию груди, как к еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку или
пальчик, или засыпает просто так, ничем не успокаиваясь.
В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.
В возрасте полутора лет может оставаться уже один дневной сон, поэтому
прикладываний, связанных со сном становится меньше. Сохраняется под
утреннее сосание. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Иногда
бывает, что он подходит пососать просто из удовольствия. Например, так это
делает сын моей подруги: подходит, лезет на колени, заглядывает маме в
лицо, улыбается, начинает копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается
груди, присасывается секунд на 30 и уходит.
Что касается числа кормлений в сутки при кормлении ребенка по требованию,
то их число практически никогда не бывает меньше 12. У новорожденного
прикладываний 12 и больше, в основном они все связаны со снами. А у
ребенка, скажем 1,5-2 лет прикладываний может быть тоже примерно 12, только
со сном связано 3-4, а остальные - кратковременные прикладывания по разным
поводам.
Предлагаю всем мамам, читающим этот текст, - не считайте прикладывания, не
замечайте их длительности. Прикладывайте ребенка, так часто, как он просит.
У мам, не представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может
создасться впечатление, что при кормлении по требованию мама ничем не
может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так. У мамы после
рождения грудного малыша начинается другая жизнь, она называется жизнь с
грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама при
ребенке! Почувствуйте разницу J! Надо уметь организовать свой быт
по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В
традиции всех народов был обычай первые 40 дней после родов отстранять
женщину от любых работ по дому и хозяйству, она занималась только ребенком.
У некоторых народов предметы, к которым прикасалась мама новорожденного,
считались "нечистыми", поэтому маму предпочитали ограждать от остального
хозяйства, выделяя ей отдельный "угол" дома, где ей никто не мешал и она
никому не мешала. У славян такой ограничительный обычай назывался
шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам начинает формироваться ритм дневных снов,
и у малыша появляется некое подобие "режима", мама становится более
свободной.
Для мамы, не представляющей кормлений без оглядки на часы, и уверенной в
том, что "правильный" ребенок, это ребенок все время тихонько лежащий в
своей кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой. На
много легче такой маме станет, если она перестанет смотреть на часы и
привяжет к себе младенца большим платком или воспользуется лоскутным
держателем. Ей станет легче в том случае, если она перестанет бегать между
детской и кухней, а возьмет малыша с собой на кухню и будет носить его
вместе с собой по дому, в коробке, люльке, специальном креслице, если
будет стараться не отложить его почаще, а взять на руки при первой
возможности, откладывая малыша только в случае крайней необходимости и не
на долго.
Грудное вскармливание не равносильно домашнему аресту. В условиях
современного общества можно организовать выход кормящей мамы на работу
примерно с 6-ти месячного возраста малыша. В случае крайней необходимости
можно начать работать с 4хмесячного возраста, но, конечно же, не каждый
день в неделю и не полный рабочий день. Помочь маме организовать выход на
работу входит в обязанности консультанта по грудному вскармливанию.
Иногда, консультируя мам по вопросам грудного вскармливания, я предлагаю им
забыть на секундочку, что живут они в 21 уже веке. Предлагаю вернуться,
например, в пещеру и спрашиваю, что они будут делать, если ребенок ночью
проснулся, как его успокоить? Если вы идете через лес и стараетесь не
привлекать к себе внимание хищников, как сделать, что бы малыш молчал? Если
ребенок хочет пить, что вы ему дадите? К чему привык младенец, за тысячи
лет своего существования? К тому, что он спит на маме, пока она бредет по
лесу с палкой- копалкой в поисках корешков, и просыпается тогда, когда
мама останавливается. Раз мама остановилась, значит, есть время проснуться
и пососать. Поэтому и сейчас ребенок хорошо спит, привязанный к маме
лоскутным держателем, просыпается, когда мама, сделав несколько дел по
дому, садится в кресло, что бы заняться малышом.
Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру, разобидится, скажет, что она
цивилизованное существо. Но подумайте, пожалуйста. Человечка, материнскую
грудь и материнское молоко создавала эволюция в течение миллионов лет. Они
созданы друг для друга. Детское питание создал прогресс и совсем недавно.
Навыки материнства и грудного вскармливания утрачены нашим обществом тоже
совсем недавно. Человек к искусственному вскармливанию и пустышке не
приспособлен физиологически. Материнская грудь не будет образовывать
достаточные количества молока при 6-7 прикладываниях младенца в сутки.
Природа не знала, создавая человека, как млекопитающее существо, что
наступит время, когда потребность в прикладываниях к груди будет
удовлетворяться за счет каких-то пустышек и сосок.
Изменения, происходящие при формировании личности ребенка, не имевшего
полноценного контакта с матерью в процессе длительного грудного
вскармливания, отмечаются современными исследованиями психологов и
социологов. Это изменения со знаком минус. Лучше бы их не было, этих
изменений.
Грудное вскармливание важно не только для ребенка, оно важно и для матери.
Во время кормления ребенка по требованию, изменяются чувства женщины,
формируется более устойчивая привязанность к малышу, женщина становится
более чуткой к нуждам малыша. Более глубокая привязанность и понимание
сохраняются не только в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для
наглядности, представьте, что происходит с чувствами женщины, если она
пытается "выдерживать" ребенка, терпит его плачь, беспокойство. Что
становится с женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень
популярной книжки для родителей: " Подойдите к ребенку, если он плачет
больше 15 минут"?
Если говорить абстрактными формулировками, то человечество заинтересованно
в возрождении практики естественного вскармливания. Возрождение этой
практики невозможно без осознания мамами истинных причин потребности
ребенка в прикладывании к груди.
Источник: http://www.mother.ru/grudnoe/?m=0&a=1&t=2 |